«Все дело в величии замысла» – подготовка к Haute Route

Подготовка к спортивным испытаниям требует много упорства и выдержки, однако, где вы будете готовиться — это очень важный момент. В продолжение блога об Haute Route Ольга Леденёва рассказывает о том, почему фитнес-кэмпы — это лучший тренажер и как участие в них помогает продвинуться к цели.

14595723_1221191697952733_119263730748168557_n

Ольга Леденева: «Кэмп очень повлиял на мою подготовку к Haute Route. Вообще, любой кэмп – это всегда прорыв. Мы советуем их клиентам, и сами следуем принципу, что фитнес-тур – это развивающая часть в тренировочном процессе, если брать макроцикл. То есть, например, если у человека существует большая цель и есть тренировочный план, то кэмпы очень помогают продвинуться к цели. Промежуток времени между турами только поддерживает тот уровень, которого ты достиг, а затем можно подняться уже на следующий.

Кроме того, в течение тура практически нет быта, ничто не отвлекает. Очень важно, чтобы нервная система была настроена на тренировки – человек достаточно спит, достаточное количество времени восстанавливается, полностью выкладывается. Вот когда тренируешься в Москве, все равно силы рассчитываешь таким образом: я потренировалась, но мне ещё нужно идти на работу, надо разговаривать, думать о чем-то, принимать какие-то решения. Не должно быть ни сонливости, ни раздражительности – волей-неволей приходится все учитывать и держать под контролем. А в кэмпе появляется возможность тренироваться на полную, здесь усталость не скажется ни на семье, ни на работе.

Все кэмпы проходили в горах, поэтому самое ценное – набор высоты, градиентов. Соответственно, там мы получали другой вид нагрузки. Это, опять же, большие подъёмы. У меня получилось, что первый кэмп был на Кипре, а потом два в Бассано, там есть такая гора – Бассано-дель-Граппа, и она включается во многие знаменитые профессиональные гонки. Когда я впервые в жизни собиралась на неё подняться, я ужасно волновалась, не спала ночью, и вообще не была уверена, что поднимусь. Потом стало немного проще, но все равно какое-то уважение, какой-то пиетет к этой горе сохраняется.

Например, в этом сборе мой первый прорыв случился тогда, когда я сразу поднялась в гору, без единой остановки, и мне казалось, что это круто. А потом у меня был день, когда я дважды поднялась в гору, и испытала настоящий восторг. Это было преодолением, я осознала, что я это могу. И в этом частично состояла психологическая подготовка к гонке, потому что во время Haute Route мне нужно было подниматься на 4 такие горы ежедневно, и я понимала, что это нормально, что поднимусь. Другое дело, что это нужно планировать, мысленно распределять эту нагрузку, при этом я никогда не чувствовала страха или паники, всегда была уверенность, что все будет нормально. Просто это вопрос времени».

Андрей Котков, тренер PRO TRENER: «Haute Route – это такая гонка, где приходится переступать через себя, терпеть по несколько часов. Физически Ольга была к этому готова. Задача уже перед соревнованиями заключалась в том, чтобы она была психологически уверена в своих силах. Для этого Оля и съездила на сбор в Бассано, это частое направление наших туров. Бассано-дель-Граппа действительно очень-очень сложная гора, с нереальным подъемом, и заехать на неё человеку неподготовленному невозможно. И психологически заставить себя заехать – это и страшно, и непонятно, чего ждать».

О.Л.: «Т.е. кэмпы – более совершенный, улучшенный тренажёр, более приближенный к действительности, в то время как тренировки в Москве – тренажёр попроще.

Я научилась настраиваться на кэмп и выходить из этого состояния. Каждые два месяца я уезжаю в туры, и это очень поддерживает. Я знаю, как надо уехать, как приехать, как быстро собрать чемодан, так что для меня не существует долгих переходных периодов и подготовка к поездке стала рутиной в хорошем смысле.

Каждый из трех кэмпов, которые вошли в подготовительный к гонке период, имеет свою функцию, значит, каждый – самый важный и на каждом нужно что-то отработать, т.е. второстепенных нет.

Что касается принятия решения, Андрей Жуков сказал, что я проеду эту гонку, и я согласилась, а только потом залезла в Интернет и стала изучать вопрос. По мере поступления новой информации и обсуждения этой темы с друзьями, я понимала, что задача очень амбициозная, и что Жуков очень высоко меня ценит. Гонка – очень серьёзная, нагрузки – очень серьёзные, и, соответственно, готовиться нужно тоже очень серьёзно».

Андрей Жуков, со-основатель PRO TRENER, участник гонки Haute Route 2016: «В том, что Ольга целеустремленная и что доедет, я не сомневался. Если никаких форс-мажоров не будет, я был уверен, что она с этим справится. Ольга сразу ответственно отнеслась к этой идее и подготовке. Поэтому, сомнений вообще не было никаких. Я участвовал в большом количестве подобных гонок, поэтому посоветовал Haute Route Ольге. Для любого человека это очень тяжелая гонка именно по подъемам, и неподготовленный спортсмен без хорошей базы, может быть ее преодолеет, но позже сойдет с гонки. В случае с Ольгой, я знал, что она к продолжительным ежедневным нагрузкам будет готова и финиширует».

О.Л.: «Я не пропустила ни одной тренировки, ни одного задания и ни одной мелочи. Например, если по заданию тренера мне нужно было совершить 20 подъёмов в Сочи (название подъема в Крылатском), и я понимала, что если я сейчас этого не сделаю точно по заданию, то потом, во время гонки, может случиться момент, когда я не смогу выкрутить педали в крутой подъем. Поэтому, если я объявила, что я поеду – я поеду. А если я поеду и не доеду, это будет очень стыдно, следовательно – надо тренироваться и всего лишь делать то, что тебе говорят! Более того, если становится тяжело, об этом можно сказать тренеру, и он сделает перерасчет нагрузки. Тем более, Андрей Котков каждый раз спрашивал, как я себя чувствую».

Андрей Котков: «В Москве мы тренировались каждый день, в среднем 12 часов в неделю, у Оли была многодневка, ей нужно было ехать каждый день, но объём был относительно небольшой».

О.Л.: «После каждой тренировки это, конечно, эйфория, чувствуешь себя прекрасно, говоришь, что это тренировка была лучше предыдущей. Действительно, Андрей давал такие задания, казалось, что предыдущая тренировка тебя убила, и ты думаешь, ну как же в таком состоянии поеду – а она восстанавливает. В общем, это все очень интересно и тонко, как он подбирал эти нагрузки, одну с другой компоновал. У меня никогда не было перетренированности, я всегда была в отличной форме, в отличном настроении, прекрасно себя чувствовала, и эмоционально, и физически. И это действительно был расцвет благодаря полученным эмоциям, правильно подобранным тренировкам и питанию.

Все это, наверное, протестировало, мои силу воли и характер. То есть, вообще, я отношусь к людям волевым, с характером, это моя черта, но с возрастом все как-то мягчает. И оказалось, что я в тонусе, у меня сильный характер, я могу держать в руках и себя, и ситуацию. Все дело в том, насколько разделяешь поставленную цель, насколько она вдохновляет. Если я принимаю какое-то решение, то делаю это искренне, и уже невозможно идти назад».

«Все дело в величии замысла» – Ольга Леденева о Haute Route в Альпах

Многодневная велогонка Haute Route в Альпах – это своего рода спортивный эксперимент для настоящих бойцов, которые не боятся трудностей и готовы к большим победам. Коммерческий директор и самый преданный клиент PRO TRENER Ольга Леденева стала первой женщиной из России, покорившей этот непростой маршрут. В блоге PRO TRENER Ольга подробно рассказывает о проверках на прочность, о мотивации и целях, о том, как гонка изменила ее привычки, и почему персональный тренер – это самый важный человек в подготовке к соревнованиям масштаба Haute Route.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be_%d0%b1%d0%bb%d0%be%d0%b3

«Тренировочный период составил пять месяцев, в конце марта появилась цель и с апреля началась подготовка. Тогда я знала только одно: к началу гонки нужно преодолеть 4 000 км, я разделила это на соответствующее количество месяцев, месяцы на недели. Получилось, что в неделю нужно проезжать приблизительно 250 км. Фитнес туры тоже повлияли на подготовку: за этот период я запланировала трижды съездить туда, а там большие объемы. 4 000 км по московским меркам проехать довольно тяжело, но в разговорах с участниками гонки выяснилось, что это, на самом деле, минимальная дистанция, и для любого европейца, который живет ближе к горной местности, например, во Франции или в Италии, это совсем небольшая дистанция, там люди проезжают больше при подготовке к такой гонке. Тем не менее, 4 000 проехала – и этого оказалось достаточно.

Я не знала, какой тренировочный план для меня составил Андрей Котков (тренер PRO TRENER – прим. автора), поскольку он давал мне задания на неделю. Позже я поняла общую логику плана, но что там у него было в голове… Признаюсь, я его и не пытала, у нас очень доверительные отношения.

А вот Андрей Жуков (один из основателей PRO TRENER, тренер – прим. автора) вдохновил меня на это все, и я приняла твердое решение. Он предложил мне поучаствовать, а я не могу ему отказать. Мы уже давно знакомы, и я точно знаю, что если Андрей говорит: «А не проехать ли тебе?», это его мощнейшая интуиция и он уверен, что я проеду. Если он говорит: «Ты это можешь», я точно знаю, что могу. И у меня не бывает сомнений: справлюсь или нет, потому что он не авантюрист, а профессионал. Он знает, какую каждому поставить цель, чтобы она была вдохновляющей, развивающей и по силам. Поэтому я практически не думала: Андрей Жуков мне предложил поучаствовать, и я буквально наутро уже приняла для себя это решение, а дальше обратилась к Андрею Коткову и мы начали тренироваться.

Недельный тренировочный цикл обязательно включал в себя функциональные тренировки – одну или две. Андрей никогда не даёт интенсивных тренировок, они всегда очень по силам, все спокойно. Иногда тренировки заканчиваются ощущением «Что это было? Это была тренировка?», но эффект от нее ощущается уже на следующий день. Плюс была одна тренировка в бассейне (больше восстановительная) и 4 кардиотренировки, две из которых интервальные, одна – силовая. Кроме того, меня нужно было приучить долго сидеть на велосипеде не вставая, потому что потом мне пришлось от 6 до 8 часов в день проводить не слезая с велосипеда. А начинали мы с Андреем с 2 часов: он потихоньку прибавлял мне нагрузку.

Что касается программы питания, в этом вопросе я человек все-таки опытный, но какие-то уточняющие советы давал тренер. Мы подбирали питание так, чтобы было комфортно. Любой циклический тип тренировок, которые длятся больше 2 часов, требуют того, что нужно очень точно рассчитать, сколько до тренировки поесть углеводов и что взять с собой. Т.е. за 2 часа я ничего не пила и не ела, если до тренировки было больше времени, то я ела грубый цельнозерновой хлеб (для раскрутки липидного обмена) и никаких сладостей, батончиков, ничего такого. Я действительно очень равномерно сбрасывала вес все это время и у меня никогда не было неконтролируемого аппетита. На лыжах холодно, потом все это перерастает в так называемый жор, после интенсивного бега то же самое, а вот велосипед – самый-самый комфортный вид в плане питания, потому что пульс слишком высоко не поднимается. У меня даже бывали случаи, когда я не успевала поесть, рано утром выезжала, забывала купить хлеб, тогда просто заваривала гречку, останавливалась и съедала несколько ложек – и этого было достаточно. И за это время у меня очень изменились пищевые привычки, например, в свое время, Жуков очень критиковал мое пристрастие к фруктам, и в этом году я съела их очень мало, потеряла к ним интерес из-за высокого содержания сахара. Жуков рекомендует употреблять не больше 1-2 фруктов в день. А, соответственно, гречки и цельнозернового хлеба я съела много. И какие-то сэндвичи с этим хлебом, рыбу или курицу на обед, в то время как мясо я перевариваю с трудом. Я вообще не люблю экзотическую еду, скорее простую и, наверное, это хорошо. Я люблю средиземноморскую еду, зеленые овощи, оливковое масло – это все для велосипедистов то, что нужно, как оказалось. Андрей Котков советует брокколи, например, и я с трудом всегда это ем, хотя нужно.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be_%d0%b1%d0%bb%d0%be%d0%b32

Тренировалась я каждый день, включая выходные. Бассейн приравнивался ко дню отдыха, ну что там, часик поплавать. В выходные проходили самые интенсивные тренировки, потому что было время, и они были длительными. А вот в течение недели я тренировалась по чуть-чуть, что тоже изменило мои привычки: я стала «жаворонком». Например, если в 10 ч. назначена деловая встреча, а дальше будет полный рабочий день, чтобы не сомневаться, успею я на тренировку или нет, я тренировалась с утра. Чтобы успеть на встречу, в 9 мне нужно было закончить, в 6 начать, значит, в 5 нужно встать и выйти из дома. И это было абсолютно легко: вот, что значит мотивация, нацеленность на результат. Я просыпалась за 10 минут до будильника, вставала без какой-либо усталости или сомнений. Такая цель была интересная, что драйва мне хватило на пять месяцев. Тем более, когда просыпаешься, выезжаешь из дома – там утро, солнце, велосипед, обстановка, другие люди подъезжают – это, конечно, прекрасно. Говорят же, что все дело в величии замысла, а когда у тебя есть замысел и тебя окружают целеустремленные люди, это подпитывает. Едешь с утра на трек и оказываешься среди единомышленников, им равный, это очень подстегивает, делает все красивее. И на работу с утра приходишь полной вдохновения!

Наши велотренировки проходили в Крылатском. Летом это называется «велокольцо», а зимой, закрытое, называется «велотрек», большое – 13 км и малое – 4300 м. Это уникальное место, сколько там катаюсь, всегда пребываю в восхищении. Дело в том, что 36 лет назад к Олимпиаде нашими профессионалами было построено это место с учетом всех требований и стандартов. Это трасса олимпийского уровня, очень тяжелая, она превосходит по степени сложности многие другие трассы и служит велосипедистам по сей день. Получается 13 километров подъемов и спусков, амбициозных и крутых, с градиентами, которые только в альпийских горах встречаются. Когда-то трасса была очень трудной для преодоления участниками Олимпийских Игр – Москва 80, а сейчас это отличное место для тренировок, уникальное. И еще я восхищена, потому что это сделано настолько профессионально: уклоны, трасса, асфальт – что до сих пор асфальт не перекладывают, признают, что покрытие такого качества больше не выложить. Потому что, если сейчас переложат асфальт, значит, будет такая же ситуация, как в Москве – ямки, выбоины и т. д. Это место, где мы, велосипедисты, катаемся, встречаемся, поддерживаем друг друга, очень эмоциональное, классное место.

Во время тренировки на велокольце нужно немного «дундучизма», как я говорю. Например, мне нужно было совершить 20 подъемов и спусков, и нужно было набрать не только расстояние, но и высоту. Ну, я развлекалась, как могла: например, когда считаю «1,2,3,4,5», то обычно сбиваюсь, поэтому я ехала и считала: «Понедельник, вторник, среда, четверг…» и не сбивалась никогда – это был мой любимый подъем».

Продолжение следует…